Сайт ИжГТУ
  Адрес: 426069, УР, Ижевск, Студенческая, 7, СЦ «Интеграл»
  Телефон: (3412) 77-60-55, доб. 1370
  E-mail:
uovr@mail.ru
 Главная
 Планы
 Афиши, анонсы, новости
 Студенческое самоуправление
 Здоровый образ жизни
Комплексная программа «Здоровье»
Планы совместных мероприятий
с Центром СПИД, УФСКН РФ по УР
Конкурс «Здоровая нация –
будущее России»
Проекты по пропаганде здорового
образа жизни
Конкурс «Вуз здорового образа
жизни»
Волонтерский центр ИжГТУ
имени М. Т. Калашникова
 ЦИГП «Ракурс»
 Институт кураторства
 Студенческая жизнь в общежитиях
 Студенческие отряды
 Культурно-массовая работа
 ДС «Интеграл»
 Спортивный Центр

Здоровый образ жизни Комплексная программа «Здоровье» Комплексное планирование профилактической антинаркотической работы в вузе

Комплексное планирование профилактической антинаркотической работы в вузе как условие ее эффективности

Результативность антинаркотической борьбы во многом связана с комплексностью использования всех общественных ресурсов. Однако эффективность комплексного взаимодействия не только заключается в общественном единстве, но и предполагает распределение между всеми участниками конкретных направлений и использование своих специфичных средств этой борьбы.

Непосредственное пространство на котором наиболее свойственно компетентно действовать образовательным учреждениям вообще и высшим в частности – пространство спроса на наркотические средства. Как известно, предложение, не умаляя его собственной активности по формированию соответствующего спроса, главным образом, рождаемо спросом. И если усилиями воспитательно-образовательной системы обеспечить мощную профилактическую работу по «срыву» спроса на психоактивные вещества, то тем самым по предложению будет нанесен ощутимый удар.

Схема межведомственного взаимодействия
Руководствуясь такой позицией и приступая к разработке Комплексной программы воспитательной работы со студентами на период 2004-2008 гг., мы, привлекая к этому самих студентов, еще в апреле 2003 провели социологическое исследование «Отношение студентов к наркотикам». Целью исследования было выявить отношение студентов ИжГТУ к употреблению наркотических веществ:

Во-первых, с тем, чтобы оценить масштаб распространения употребления наркотиков в студенческой среде по мнению самих студентов. Во-вторых, - оценить реальный уровень употребления наркотиков студентами. И, наконец, - выявить мнение студентов о мотивах, факторах употребления наркотиков и местах их предполагаемого распространения.

Результаты, полученные в ходе данного исследования, послужили отправной точкой разработки соответствующего раздела Комплексной программы воспитательной работы со студентами на период 2004-2008 гг., а также последующей разработки Планов внеучебной работы со студентами на учебный год и внедрения концептуально обоснованного Плана (программы) совместных профилактических мероприятий Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике и Ижевского государственного технического университета на 2006/2007 учебный год.

Цели программы:

  1. Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди студенческой молодежи ИжГТУ.
  2. Разработка и апробация концептуальной модели профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами в студенческой среде.
  3. Разработка и внедрение информационно-просветительского комплекса профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.
  4. Привлечение специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа специалистов-медиков, психологов, работников правоохранительных органов, специалистов Управления ФСКН.
  5. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу (акции) по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе и пропаганде здорового образа жизни.
Задачи программы:

  • Формирование у студентов ИжГТУ здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
  • Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в учебной и внеучебной деятельности.
  • Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.
  • Содействие осознанию имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
    • Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
    • собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
    • умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
    • осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
  • Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
    • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
    • формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
    • формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
    • формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
    • формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;
    • формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
    • формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
  • Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:
    • навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
    • навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
    • навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
    • навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
    • навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
    • навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;
    • навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения радости и удовольствия;
    • навыков бесконфликтного и эффективного общения.

Четкое определение целей и задач при формировании Программы позволило нам не только ввести в практику детальное календарное планирование внеучебной работы в целом, но и непосредственно профилактической в частности, придав ей системный характер. Подобное планирование и последующая реализация, ставшие практикой с 2004 года, позволили ИжГТУ за последние три года заметно изменить к лучшему состояние внеучебной работы со студентами, из года в год продвигаясь дальше вперед в формировании высокого уровня корпоративной поведенческой культуры в вузе.

Очень важной чертой нашей программы стало то, что в процессе ее реализации начали выстраиваться отношения сотрудничества и партнерства с правоохранительными органами (и особенно с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков), медицинскими учреждениями и наркологическими службами, переходя от эпизодических контактов к проведению совместных долговременных и крупномасштабных пропагандистских и просветительских акций. Вехой этого сотрудничества явилось подписание в ноябре 2006 года Плана совместных профилактических мероприятий с Управлением Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по УР на 2006/2007 учебный год. C этого времени такие договоры подписываются ежегодно. Подобного рода практика сотрудничества позволила объединить интеллектуальные, организационные и, что очень важно, финансовые ресурсы для усиления антинаркотической пропаганды среди нашего студенчества.



Балицкая Н. Ю., Романова Т. А.

  © 2010-2017 Управление внеучебной работы со студентами ИжГТУ имени М. Т. Калашникова