Сайт ИжГТУ
  Адрес: 426069, УР, Ижевск, Студенческая, 7, СЦ «Интеграл»
  Телефон: (3412) 77-60-55, доб. 1370
  E-mail:
uovr@mail.ru
 Главная
 Планы
 Афиши, анонсы, новости
 Студенческое самоуправление
 Здоровый образ жизни
 ЦИГП «Ракурс»
 Институт кураторства
Из истории кураторства
Нормативные документы
Адаптация: научно-методическое
сопровождение
Школа кураторов
Имена
Фотогалерея
 Студенческая жизнь в общежитиях
 Студенческие отряды
 Культурно-массовая работа
 ДС «Интеграл»
 Спортивный Центр

Институт кураторства Адаптация: научно-методическое сопровождение Модели кураторства в условиях технического университета

Модели кураторства в условиях технического университета

Воспитывая высокопрофессионального специалиста, способного выдержать жесткую конкуренцию, царящую на современном рынке труда, необходимо четко представлять ту совокупность качеств, которая характеризует такого специалиста.

Конкурентоспособная личность, по мнению В. И. Андреева – это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами.

При этом качество результатов вузовского воспитания невозможно свести только к подготовке профессионалов высокого уровня в какой-либо конкретной сфере деятельности. Очевидно, что университеты призваны воспитывать личность, являющуюся носителем гуманистических ценностей и идеалов, видящих смысл своего труда в служении Отечеству, ориентированных на сохранение и приумножение выдающихся достижений культуры.

Поэтому образование должно быть более глубоким, разносторонним и человечным. Последнее предполагает усиление гуманизации и гуманитаризации образования.

Обучение в вузе отчасти способствует формированию и развитию у студентов отдельных из вышеперечисленных качеств личности современного специалиста, но чаще всего эти процессы можно охарактеризовать как плохо прогнозируемые и неуправляемые.

Вопросы воспитания до сих пор в сознании и деятельности, как отдельного преподавателя, так и педагогического сообщества в целом в системе высшего профессионального образования не только не являются первостепенными по значимости, они, к сожалению, крайне медленно приближаются по уровню значимости к проблемам, связанным с процессом обучения.

Например, В. Майер, говоря о воспитательном потенциале учебных дисциплин, отмечает: «к сожалению, до сих пор бытует мнение, что в вузе воспитание студентов – дело необязательное. В лучшем случае, заявляют отдельные ученые, это работа преподавателей гуманитарных наук и кураторов групп, которые занимаются со студентами во внеучебное время».

Воспитание предполагает непрерывную систематическую деятельность, направленную на формирование и развитие как отдельных свойств и качеств личности воспитанника, так и на создание максимально благоприятных условий для личностного становления в целом. Традиционно существенная роль в решении этих педагогических задач в системе высшего профессионального образования отводилась и отводится кураторам академических групп.

В работе со студентами младших курсов куратор является ключевым звеном. Решая множество педагогических, организационных, социально-психологических задач, связанных с адаптацией студентов к новой воспитательно-образовательной среде – он становится тем, кто объединяет воспитателей и воспитанников, кто является связующим элементом, посредником между руководством факультета, вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студенческим.

Воспитательная деятельность куратора охватывает самые разные направления: вопросы успеваемости и посещаемости, подготовка к сессии, помощь в сессионный период и анализ результатов сессии, работа с родителями студентов, информирование о проведении различных мероприятий, акций, конкурсов и т.п., помощь в организации различных коллективных дел, социально-психологическая поддержка и т.д.

Учитывая все вышесказанное, нам представляется весьма актуальной работа по созданию, апробации и изучению различных моделей кураторства, которые могут быть органично встроены в воспитательно-образовательное пространство современного вуза и способны положительно повлиять как на эффективность адаптации студентов первого курса, так и на результаты всей системы вузовского воспитания.

Сегодня можно говорить о двух основных моделях кураторства, которые мы условно определили как традиционную и студенческую. Принципиальное их различие заключается в том, что в традиционной модели роль куратора выполняет преподаватель, а в студенческой – студент старшего курса. Деятельность студентов-кураторов или помощников куратора академической группы составляет содержание инновационной модели кураторства, определяемой нами как студенческая модель кураторства.

Традиционная модель кураторства функционировала еще в системе советского высшего образования и практически без изменений существует и сейчас во многих отечественных вузах. По этой модели куратором академической группы или нескольких студенческих групп (объединенных одной специальностью) обычно назначается преподаватель, читающий лекции или ведущий практические занятия у студентов первого курса и таким образом имеющий возможность регулярного непосредственного общения с ними. Общее руководство кураторами возлагается на заместителя декана факультета по воспитательной работе, который в свою очередь тесно взаимодействует с университетскими структурами по внеучебной и воспитательной работе. Цели и задачи кураторской деятельности, права и обязанности куратора академической группы прописаны в соответствующем положении, которое в каждом вузе имеет свои особенности с учетом специфики образовательного учреждения.

В студенческой модели кураторства мы выделяем несколько вариантов, которые имеют определенные различия как в организации деятельности студентов - кураторов, так и в задачах, которые они решают в рамках своей кураторской деятельности. В нашем университете студенческая модель кураторства работает в рамках движения помощников кураторов академических групп. Деятельность помощников кураторов определяется соответствующим положением. Общим для всех вариантов студенческой модели кураторства является то, что студенты-кураторы работают под руководством заместителя декана факультета по воспитательной работе и в тесном взаимодействии с куратором студенческой группы и специалистом Управления по организационно-воспитательной работе вуза, осуществляющем психолого-педагогическую и научно-методическую поддержку их деятельности. Приведем краткое описание вариантов студенческой модели кураторства.

1. Куратор – член студенческого актива факультета.
Этот вариант студенческой модели кураторства достаточно успешно функционирует на одном из факультетов нашего университета. Кураторов-преподавателей на этом факультете нет. Куратором академической группы первого курса является студент старшего курса той же специальности, являющийся членом студенческого актива факультета. куратор-студент организует свою работу с первокурсниками непосредственно под руководством заместителя декана факультета по воспитательной работе. То есть студенческий актив факультета в данном случае выполняет ряд функций института кураторов в рамках факультета. Функциональные обязанности студентов – кураторов несколько уже, чем у кураторов из числа преподавателей. Например, работу с семьями студентов или взаимодействие с преподавателями по вопросам учебы в этом случае берет на себя заместитель декана факультета по воспитательной работе. Его дополнительная нагрузка компенсируется активностью, инициативностью и творческостью студенческих кураторов при выполнении таких задач как информирование студентов первого курса по самым различным вопросам студенческой жизни, мотивация их на участие в различных мероприятиях факультетского и вузовского масштаба, организация различных студенческих мероприятий и коллективных дел на факультете.

Для кураторов-членов студенческого актива факультета проводятся ежемесячные методические семинары и тренинги, направленные на повышение их психолого-педагогической грамотности, освоение методик проведения кураторских часов в активной форме. Часто студенты – кураторы решают курировать группу первокурсников вдвоем, объединившись с кем-то из товарищей по работе в студенческом активе факультета.

Данный вариант модели кураторства позволяет более быстро и естественно установить конструктивные взаимоотношения между студентами разных курсов одного факультета, обеспечивает постоянное обновление и расширение студенческого актива на факультете за счет студентов первого курса, улучшает общий социально-психологический климат на факультете.

Необходимо отметить, что этот вариант модели студенческого кураторства возможен лишь при наличии у заместителя декана по воспитательной работе настоящего авторитета среди студентов, высокого уровня развития организаторских и коммуникативных качеств, творческих способностей, активной жизненной позиции и, конечно же, любви к своей работе и студентам.

2. Куратор – студент, проходящий педагогическую практику.
Этот вариант студенческой модели кураторства в нашем вузе появился по нескольким причинам. Во-первых, инженерно-педагогический факультет университета испытывал определенные трудности при устройстве студентов в учреждения начального профессионального образования для прохождения ими педагогической практики. Во-вторых, большинство факультетов вуза ощущали и ощущают дефицит в добровольцах из числа преподавателей для курирования академических групп первого курса. Поэтому часто одному преподавателю приходится курировать несколько групп, что не позволяет ему достаточно часто и тесно, как это необходимо общаться со своими подопечными, что провоцирует в свою очередь появление формального отношения к кураторским обязанностям и в итоге негативно влияет на выполнение всей воспитательной работы со студентами. Иногда студенческие группы на первом курсе вообще остаются без кураторов. Проанализировав ситуацию, мы предложили данную модель кураторства, которая после непростых согласований с руководством инженерно-педагогиче ского факультета была принята.

Суть данного варианта модели кураторства заключается в следующем. Одна из педагогических практик у студентов третьего курса инженерно-педагогического факультета проводится на базе вузовского Управления по организационно-воспитательной работе. В начале учебного года на совещании заместителей деканов по воспитательной работе осуществляется сбор заявок на студентов инженерно-педагогического факультета, которые в рамках педагогической практики призваны регулярно вести работу со студентами первых курсов по адаптации к новым условиям обучения. Деятельность студентов - практикантов включает в себя в частности проведение цикла кураторских часов в активной форме, изучение и отслеживание процессов групповой динамики с последующим их анализом.

Заместителей деканов факультетов по воспитательной работе также информируют о содержании и формах работы студентов-практикантов, о задачах, которые им необходимо выполнить в рамках педагогической практики, о сроках и периодичности проведения занятий с группой студентов первого курса. Заместители деканов по воспитательной работе обязаны обеспечить студента - практиканта аудиторией для проведения кураторских часов, контролировать посещение кураторских часов своими студентами - первокурсниками и вести учет проведенных кураторских часов.

Допускается привлечение студента – практиканта к работе с группой, где есть куратор. Тогда перечисленные функции заместителя декана выполняются куратором академической группы.

С группой студентов инженерно-педагогического факультета, проходящих педагогическую практику на базе Управления по организационно-воспитательной работе вуза, работают одновременно и специалист этого управления и преподаватель выпускающей кафедры, являющийся руководителем педагогической практики. Они согласовывают и объединяют свои усилия, оказывают студентам, проходящим практику в качестве кураторов необходимую организационную, научно-методическую поддержку и консультационную помощь в выполнении поставленных перед ними задач.

Сложность данного варианта студенческой модели кураторства состоит в том, что предполагает координацию усилий целого ряда структур и подразделений вуза: деканата факультета, учебно-инженерного отдела, выпускающей кафедры, Управления по организационно воспитательной работе, института заместителей деканов и института кураторов.

3. Куратор - член студенческого педагогического отряда.
Во многих вузах формируются студенческие педагогические отряды, которые ориентированы на активную воспитательную работу в период летних школьных каникул. В течение учебного года члены этих студенческих отрядов в малой степени или практически не задействованы в регулярной педагогической деятельности. Поэтому факультеты, испытывающие трудности с организацией работы института кураторов заинтересованы в привлечении к кураторству членов таких студенческих педагогических отрядов, которые будут выполнять часть функций куратора академической группы. Нам представляется не только возможным, но и педагогически целесообразным участие студентов старших курсов университета, проявивших склонность к педагогической деятельности, в работе со студентами младших курсов, направленной на решение задачи по повышению эффективности адаптации к новой для них воспитательно-образовательной среде.

Достаточно успешная деятельность движения помощников кураторов из числа студентов старших курсов в течение двух лет привела к тому, что в университете постепенно сформировалась еще одна модель студенческого кураторства.

4. Куратор – волонтер.
Некоторые студенты первого курса, проходившие адаптацию к новым условиям обучения, при активной помощи и поддержке не только со стороны куратора - преподавателя, но и со стороны студентов - помощников куратора спустя год заявляют о своем желании попробовать свои силы в качестве помощника куратора академической группы первого курса. С одной стороны студенты-волонтеры как никто другой понимают важность товарищеской поддержки со стороны студентов старших курсов в сложный период адаптации, а с другой стороны работа помощника куратора им достаточно хорошо знакома и чаще всего ассоциируется с положительными переживаниями, яркими творческими делами, совместной интересной деятельностью. Кураторы – волонтеры могут работать на уровне одной группы или специальности, а в случае появление сильного лидера и организатора из числа студентов они объединяются для выполнения кураторских функций на уровне факультета. При этом часто в качестве курируемой группы такие студенты выбирают группу первого курса своей специальности и е сли возможно предпочитают работать вместе со своим преподавателем-куратором или товарищем из своей группы.

Конечно, описанные варианты и модели кураторства нуждаются в тщательном наблюдении и изучении с последующим выявлением системы условий, при которых они наиболее органично встраиваются в воспитательно-образовательную среду вуза и наиболее эффективно в ней функционируют. Но уже сейчас можно сказать, что студенческая модель кураторства жизнеспособна и гармонично дополняет традиционный институт кураторства, и как следствие, усиливает общевузовскую систему воспитания, что, несомненно, способствует формированию и развитию у студентов таких личностных качеств как толерантность, самостоятельность, творческость, ответственность за принимаемые решения, которые касаются не только себя, но и других. Интеграция различных моделей кураторства в условиях современного вуза расширяет возможности студентов для самопознания и самореализации, стимулирует процессы самоорганизации и самообразования.

Взаимодействие студентов младших и старших курсов при осуществлении грамотной системы научно-методического сопровождения, информационной и психолого-педагогической поддержки, может перерасти в долговременное сотрудничество и совместную творческую деятельность и стать началом возрождения замечательных традиций гуманистической педагогики в условиях современного российского университета.

  © 2010-2017 Управление внеучебной работы со студентами ИжГТУ имени М. Т. Калашникова