Сайт ИжГТУ
  Адрес: 426069, УР, Ижевск, Студенческая, 7, СЦ «Интеграл»
  Телефон: (3412) 77-60-55, доб. 1370
  E-mail:
uovr@mail.ru
 Главная
 Планы
 Афиши, анонсы, новости
 Студенческое самоуправление
 Здоровый образ жизни
 ЦИГП «Ракурс»
 Институт кураторства
Из истории кураторства
Нормативные документы
Адаптация: научно-методическое
сопровождение
Школа кураторов
Имена
Фотогалерея
 Студенческая жизнь в общежитиях
 Студенческие отряды
 Культурно-массовая работа
 ДС «Интеграл»
 Спортивный Центр

Институт кураторства Из истории кураторства

Из истории кураторства

Сегодня все большему числу студентов высших учебных заведений знакомы слова «куратор», «кураторство». Институт кураторов не является чем-то совершенно новым в сфере образования, скорее это хорошо забытое старое.

Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященным кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 году императором Николаем II. Несмотря на то, что с того времени прошло более ста лет, кураторство существует и его актуальность, судя по всему, постоянно возрастает. При этом кураторы сталкиваются в своей работе с множеством самых разнообразных проблем, им ежедневно приходится преодолевать как объективные, так и субъективные трудности, чтобы качественно и эффективно решать стоящие перед ними педагогические задачи.

Если заглянуть в словарь русского языка, то можно узнать, что слово «куратор» произошло от латинского слова «curator» и переводится как попечитель, опекун. Даются следующие значения этого слова: человек, выполняющий поручение по наблюдению за кем (чем)-либо, или студент-медик, наблюдающий за ходом заболевания у прикрепленного к нему в клинике лежачего больного.

В упоминавшейся ранее Инструкции для кураторов Томского технологического института от 1903 года назывались такие основные обязанности куратора: «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, в том числе устройстве научных и литературных кружков, учреждений кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир».

Говоря о кураторе академической группы, мы обычно имеем в виду преподавателя или сотрудника образовательного учреждения, прикрепленного к конкретной учебной группе с целью наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности курируемых студентов и оказания им в случае необходимости информационно-организационной и психолого-педагогической помощи в решении самых разнообразных проблем. Вся эта деятельность куратора ориентирована на решение главной задачи – поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования, содействие активному участию их в образовательном процессе.

Куратор является ключевым звеном в работе по адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде – он объединяет воспитателей всех уровней и воспитанников, он связующий элемент, посредник между администрацией факультета, вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студентом.

В российской системе высшего профессионального образования институт кураторов академических групп переживает сейчас труднейший период. Происходит активное осознание необходимости этого важнейшего воспитательного инструмента всеми участниками образовательного процесса и одновременно идет поиск наиболее оптимальных форм его возрождения и функционирования в условиях совершенно недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности куратора, практически полного отсутствия ее методического обеспечения и целевого финансирования. Можно сказать, что процессы возрождения, функционирования и развития института кураторства в условиях современного вуза могут рассматриваться как инновационные составляющие целостного воспитательно-образовательного пространства.

Положение усугубляется тем, что значительная часть преподавателей просто не хотят выполнять кураторские функции, которые им порой вменяются, как дополнительная общественная нагрузка, или не могут на продуктивном уровне решать те воспитательные задачи, которые призван решать куратор академической группы. Все эти проблемы каждый вуз, в котором руководство не только понимает огромную роль института кураторов в воспитании будущих специалистов, но и принимает необходимые ответственные и смелые по нынешним временам решения, связанные с его возрождением и поддержкой, вынужден решать самостоятельно.

Если говорить о не педагогических вузах, то ситуация осложняется тем, что большинство преподавателей - кураторов не имеют педагогического или психологического образования. Качество кураторской деятельности в этом случае определяется тремя основными факторами:
   1) насколько сам куратор готов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в области теоретической и практической педагогики и психологии;
   2) насколько в вузе эффективно организованы и функционируют системы по повышению психолого-педагогической грамотности преподавателей – кураторов и оказанию социально-психологической помощи субъектам воспитательного процесса;
   3) в какой мере сам преподаватель обладает теми качествами и способностями, которые являются необходимыми для осуществления кураторской деятельности.

Поэтому для раскрытия воспитательного потенциала кураторства, превращения его в актуальный инновационный ресурс высшего профессионального образования необходимо помимо решения каждой из вышеназванных проблем еще и создание ряда систем по организационному, научно – методическому обеспечению и социально – психолого – педагогическому сопровождению института кураторов академических групп.

Комплексная система поддержки кураторства в вузе, ориентированная на повышение качества подготовки будущих специалистов в целом в условиях современного вуза, будет способствовать повышению эффективности решения и ряда локальных сопутствующих педагогических задач, в частности, задач, связанных с процессом адаптации студентов к новым условиям обучения.

В Ижевском государственном техническом университете по инициативе Управления организационно-воспитательной работе со студентами в 2005-2006 учебном году начал воссоздаваться после многолетнего перерыва институт кураторов академических групп. Этот процесс был непростой как в организационно-методическом, так и социально-психологическом плане.

Пришлось доказывать необходимость кураторства результатами годовой экспериментальной работы на одном из факультетов вуза, терпеливо объяснять на разных уровнях невозможность игнорирования воспитательной составляющей целостного педагогического процесса без негативных последствий для профессионального становления будущего специалиста.

  © 2010-2017 Управление внеучебной работы со студентами ИжГТУ имени М. Т. Калашникова