Сайт ИжГТУ
  Адрес: 426069, УР, Ижевск, Студенческая, 7, СЦ «Интеграл»
  Телефон: (3412) 77-60-55, доб. 1370
  E-mail:
uovr@mail.ru
 Главная
 Планы
 Афиши, анонсы, новости
 Студенческое самоуправление
 Здоровый образ жизни
 ЦИГП «Ракурс»
 Институт кураторства
Из истории кураторства
Нормативные документы
Адаптация: научно-методическое
сопровождение
Школа кураторов
Имена
Фотогалерея
 Студенческая жизнь в общежитиях
 Студенческие отряды
 Культурно-массовая работа
 ДС «Интеграл»
 Спортивный Центр

Институт кураторства Адаптация: научно-методическое сопровождение Студент помочь студенту рад или зачем нужны помощники кураторов

Студент помочь студенту рад или зачем нужны помощники кураторов

В нашем университете есть замечательные студенты – помощники кураторов академических групп. Что это за люди и чем они занимаются? Узнаем об этом, как говорится, «из первых рук».


Черенцова Л. А., к.п.н., доцент, руководитель группы УОВР, инициатор и организатор студенческого общественного движения помощников кураторов академических групп ИжГТУ.

Все студенты 1-го курса похожи друг на друга, потому что, попав в вуз, им приходится адаптироваться к новым условиям обучения. Но вот переживают адаптацию все по-разному и помощниками первокурсников в преодолении трудностей адаптационного периода являются тоже разные люди.

На уровне факультетов с первокурсниками постоянно работают заместители деканов по воспитательной работе, люди, которых смело можно назвать энтузиастами своего дела. На уровне академической группы у студентов могут быть и другие помощники.

В нашем университете больше всего повезло тем студенческим группам, у которых на первом курсе есть сразу два помощника: понимающий и ответственный куратор из числа преподавателей и активный жизнерадостный помощник куратора из числа студентов. Таких счастливчиков у нас очень мало – около 15% от общего числа первокурсников.

Меньше повезло тем, кому в первый год обучения в университете помогает или куратор или помощник куратора. В условиях нашего вуза чаще всего встречается вариант взаимодействия студентов первого курса с помощником куратора – студентом 2-3 курса, того же факультета, который выполняет свои функции и, как может, функции отсутствующего куратора.

И, к сожалению, в ИжГТУ каждому третьему первокурснику радость общения с хорошим куратором или помощником куратора просто незнакома. Причин тому множество, и возможно об этом стоит поговорить отдельно, но сегодня хотелось бы предоставить слово тем, кто имеет опыт кураторской деятельности, свое представление о работе наших студентов, помогающих первокурсникам освоиться в студенческой жизни.


Иваницкая Наталья и Шушакова Ольга, студентки 3-го курса теплотехнического факультета, курирующие группу 2-50-9. Они прошли путь от первокурсников, внимательно внимавших словам помощников куратора до бронзовых призеров 2-го университетского конкурса «Лучший помощник куратора академической группы ИжГТУ-2010». Иваницкая Наталья является старшим помощником куратора ТТ ф-та.

Почему мы решили стать помощниками куратора? Хотелось получить новые яркие эмоции. Нам очень нравится встречаться с нашими первокурсниками, проводить с ними время, устраивать для них «посвящение», День рождения группы, «огоньки».

Нам хочется сплотить ребят, хочется, чтобы они стали настоящими друзьями. И наши старания не прошли даром! Ребята много времени проводят вместе: ходят в кино, на каток, в боулинг. На последнем кураторском часе мы услышали от наших «малышей» много слов благодарности. Нам было очень приятно, потому что мы тоже их очень полюбили за это время!


Тугалова Наталья Владимировна, заместитель декана по воспитательной работе факультета «Информатика и вычислительная техника».

Вы стали первокурсником! Поздравляем, однако, это еще не значит, что вы стали студентом по своим психологическим параметрам, ведь только 70% поступивших в вуз заканчивают его – вот такая неутешительная статистика.

Резкая ломка стереотипов (школа-вуз) может привести к нервным срывам и стрессовым реакциям. С одной стороны вчерашним школьникам тяжело без «родного» класса с его взаимопомощью и моральной поддержкой, тяжело завоевать авторитет среди преподавателей и студентов, а если учишься в чужом городе – еще и решить бытовые проблемы, с другой стороны, отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателя «грозит» ложным ощущением свободы, иллюзией лёгкости обучения в вузе. Недостаток внутреннего контроля часто приводит к переоценке первокурсниками своих сил и возможностей. В итоге – «неожиданные» задолженности по ряду дисциплин, нервно-психические перегрузки в период подготовки и сдачи сессии, стресс, разочарование.

Ещё одна проблема адаптационного периода – установление межличностных контактов среди одногруппников. По-новому происходит ролевое распределение, и студенту приходится отстаивать своё положение. Неудовлетворённость нынешним статусом внутри группы может привести к состоянию тревожности, неуверенности в себе. Тот, кто в школе или во дворе был лидером благодаря своей наглости и бесшабашности, может оказаться в аутсайдерах – нормы и ценности студенческой жизни другие.

Проблемы! Проблемы! Проблемы! Что делать? Куда идти? У кого попросить совета? В этой ситуации главное не замыкаться в себе и не оставаться наедине со своими проблемами. Обращайся к куратору своей учебной группы! И опять ПРОБЛЕМА! Как 17-18-летниму подростку подойти со своими проблемами к взрослому человеку – КУРАТОРУ??? И тут на помощь приходят помощники куратора – студенты старших курсов – проблемы молодого поколения им ясны и понятны, ведь не так давно они сами, поступив на 1 курс, испытывали точно такие же проблемы. Они могут объяснить как лучше вести себя в той или иной ситуации, как вписаться в новую систему отношений, как важно первокурснику быть на хорошем счету у преподавателей. Это значит, что не только серьёзно и ответственно относиться к учебным занятиям, выполнению заданий, но и быть корректным, честным, вежливым, доброжелательным. Что решить проблемы подобного рода проще тому, кто готов к учебе, способен учиться самостоятельно (в вузе не учат, а помогают учиться), кто умеет контролировать и оце нивать себя, правильно распределять время для самостоятельной подготовки и т.п. Все это в простой и доступной форме на молодежном сленге может объяснить помощник куратора.

Помощники куратора ведут свою деятельность на факультете ИВТ уже не первый год, и данная система работы зарекомендовала себе на «отлично», не даром студенты неоднократно занимали первые места в ежегодном вузовском конкурсе «Лучший помощник куратора». Как и в любой организации происходит смена поколений, но накопленный опыт работы с первокурсниками не пропадает – он передается из поколения в поколение.


Вот некоторые советы первокурсникам, которые может дать помощник куратора со стажем с 2007 г. Игитова Мария:

1. Проявляйте больше толерантности (терпимости к чужому мнению и верованию) и ассертивности (способность отстаивать свою позицию, точку зрения не обижая других, партнёров по общению).
2. Не спорьте по пустякам, помните, что в споре виноватее всего умный.
3. Не используйте слов, действий или бездействия, приводящих к конфликту.
4. Демонстрируйте открытость и стремление оказать помощь.
5. В первые же дни найди в своей группе близких по духу людей, способных поддержать и стать надёжными партнёрами.
6. Не отказывайся от участия во внеучебных мероприятиях, проявляй инициативу - это даст возможность расширить круг знакомств.
7. Помните, что любую проблему решать проще вместе, сообща.


Павел Валерьевич Лекомцев, заместитель декана по воспитательной работе факультета «Управление качеством». Работает 1-й год в должности и уже заслужил уважение студентов.

Без кураторов академических групп и их помощников на факультете невозможно решать все задачи, которые направлены на адаптацию студентов первого курса к новой для них среде образования. На уровне вуза их работу координирует Управление организационно-воспитательной работы со студентами. Традиционно факультет «Управление качеством» уделяет этому вопросу особое значение. Большую роль в этом играют наши помощники кураторов – активные и талантливые студенты старших курсов, которые еще совсем недавно сами учились на первом курсе и понимают свою роль и значимость в восприятии первокурсниками нашей образовательной среды, как факультета так и вуза в целом.


Трушкова Галина Вячеславовна, неоднократный победитель конкурса «Лучший куратор академической группы ИжГТУ», куратор гр. 2-52-4,5.

Куратор – это учитель, наставник и друг, который помогает первокурсникам адаптироваться в студенческой среде после школьной скамьи. У меня есть помощники куратора Кострова Саша, Никитченко Люба, Бадардинова Марина, сами еще студенты 2 курса и поэтому точно знают, что нужно первокурснику. Они интересные и веселые девчонки, могут легко заинтересовать и увлечь участвовать в олимпиадах, спартакиадах, концертах и других мероприятиях университета, факультета и групп, настоящие друзья первокурсников добрые и отзывчивые. Всегда помогут в учебе и в трудную минуту. Благодаря моим девочкам быть хорошим куратором легко. Спасибо им.


Устинова Наталья Павловна, заместитель декана по воспитательной работе Машиностроительного факультета.

В 2010/2011 учебном году на машиностроительном факультете начали работать свои помощники кураторов. Мы пробовали различные варианты работы с первокурсниками. Переняв опыт других факультетов, таких как ТТ, ИВТ, МиМ, наши студенты сами изъявили желание взять шефство над 1 курсом. Как это у них получилось? Я думаю первый блин не комом. В течении года они плодотворно работали с подшефными группами, а Черенцовой Л. А. – с помощниками кураторов. То есть помощники кураторов сами учились и учили младших студентов. Впервые наши помощники участвовали в конкурсе «Лучший помощник куратора – 2011». И пусть наши помощники не попали в призеры, но желание работать и соревноваться с ребятами с других факультетов у них только прибавилось.


Интересно узнать, что думают о своих помощниках кураторов сами студенты 1-го курса. Вот как отзываются о своих студенческих кураторах студенты 1-го курса факультета «Маркетинг и менеджмент», обучающиеся по специальности «Бухучет» и студенты Машиностроительного факультета.

Боршова Ирина, гр.2-52-4.

«Помощники куратора помогли нам влиться в студенческую жизнь в первые учебные дни, психологически поддержали нас, помогли найти подходы к преподавателям».

Шумкова Екатерина, гр. 2-52-5.

«Встречи с кураторами в неофициальной обстановке оставили много приятных воспоминаний не только на фотографиях, но и в нашей памяти. Хотелось бы тоже стать куратором».

Кривошеина Юля, гр. 2-52-4.

«Классные, задорные девчонки, они нам очень нравятся, с ними интересно и весело. Если бы не они, у меня первая сессия была бы завалена».

Максим Лаптев, гр. 233.

«Помощники кураторов несомненно нужны. Они помогают первокурсникам в адаптации к вузу в течении всего первого года обучения. Без них было бы сложнее. Есть желание также в следующем году поработать в качестве наставника младшим курсам».

Ефим Загребин, гр. 234.

«Конечно, нужны. Но нужны помощники из числа заинтересованных лиц, которым интересна эта работа, которым не безразлична судьба своих подопечных».

  © 2010-2017 Управление внеучебной работы со студентами ИжГТУ имени М. Т. Калашникова